моешь чашку, думай о чашке
Интересно, все ли в детстве мнят себя особенными? В любом смысле, не обязательно, думая о своем великом предназначении. Я вот до определенного момента казалась себе особенной и во многом, действительно, не походила на сверстников. Я выделялась (хотя, скорее, меня выделяли) среди одноклассников и среди однокурсников. А потом я доучилась, вышла в широкий мир и оказалось, что вокруг масса людей умнее меня, более оригинальных, творческих, спонтанных, поразительных, с куда более впечатляющими душевными качествами. Так я оказалась посредственностью. И расстроил меня не сам этот факт, а огромное облегчение, которое я при этом испытала. Не нужно стремиться, достигать, искать, можно позволить себе просто жить, быть аморфной, быть никем — в этом есть свои опасности. Но мне уже давно кажется, что слово "посредственность" совершенно не заслуживает негативного оттенка, с которым часто произносится. Теперь я получила подтверждение своим интуитивным ощущениям, причем из весьма авторитетного источника.
«Если эпоха не дает удовлетворительных ответов на вопросы "зачем", то для достижений, превосходящих обычные веления жизни, необходимы либо моральное одиночество и непосредственность, — а они встречаются весьма редко и по существу героичны, — либо мощная жизненная сила. Ни того, ни другого у Ганса Касторпа не было, вот почему его, вероятно, все же следовало назвать посредственностью, хотя ничуть не в обидном смысле этого слова»
Томас Манн, Волшебная гора.
Меня поражает точность формулировки, выверенность каждого слова этого определения. Посредственность как отсутствие морального одиночества и непосредственности или мощной жизненной силы.
«Если эпоха не дает удовлетворительных ответов на вопросы "зачем", то для достижений, превосходящих обычные веления жизни, необходимы либо моральное одиночество и непосредственность, — а они встречаются весьма редко и по существу героичны, — либо мощная жизненная сила. Ни того, ни другого у Ганса Касторпа не было, вот почему его, вероятно, все же следовало назвать посредственностью, хотя ничуть не в обидном смысле этого слова»
Томас Манн, Волшебная гора.
Меня поражает точность формулировки, выверенность каждого слова этого определения. Посредственность как отсутствие морального одиночества и непосредственности или мощной жизненной силы.
Вот еще Борис Пастернак интересно размышлял на тему посредственности:
Под посредственностью мы обычно понимаем людей рядовых и обыкновенных.
Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, подобное дарованию.
Самые обыкновенные - люди гениальные... И еще наиболее обыкновенна, захватывающе обыкновенна — природа.
Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек».
С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, понимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью правильность.