21:08

моешь чашку, думай о чашке
Удивительно, но мой страх смерти и приближающейся старости теперь стали олицетворять собственные руки :)
Вообще меня раньше удивляло наличие этой эмоции у других людей. Детство было слишком безмятежным, я только очень хотела дожить до максимально возможного преклонного возраста - очень уж была озабочена развитием отечественной космонавтики. В подростковом возрасте от страха смерти отвлекало такое количество проблем, что как-то не до него было. А потом я плавно перешла к вере в то, что смерть - только начало.
Впервые с этим чувством столкнулась только на третьем курсе, во время психоконсультативной практики в областном онкологическом диспансере - отделении желудков, молочных желез и мягких тканей. Тогда я целый месяц находилась в атмосфере высокой концентрации смерти и страха. Его носителями были медицинские сестры - с ежедневным ритуалом ощупывания себя в душе, моторошные рассказы врачей, общение с пациентами...
Тогда я воспользовалась хорошими отношениями с хирургом отделения и попросила осмотреть подругу, которая по недоумию решила свести бородавку, оказавшуюся впоследствии родинкой. Врач посоветовал вырезать трансформировавшееся образование - от греха подальше. Наташе выделили палату где она оставила свои вещи на время операции. Там лежали несколько женщин, большинство из которых сегодня уже, скорее всего, умерли. Они прониклись сочувствием к молодой девочке, попавшей в такое страшное место. О диагнозе раковые больные никогда не расспрашивают. Уже вечером мою подругу отпустили домой. И мы были поражены тихой агрессией умирающих, которая сменила дружелюбие, неуместное после того, как она перестала быть одной из них. Этот случай стал лучшей иллюстрацией к лекциям по клинической психологии - о восприятии умирающими людьми своих болезней.
А еще позже я решила покончить с беллетристикой моего любимого Ялома и перейти к "Экзистенциальной психотерапии". Не помню, дочитала ли я до конца первую часть, как раз посвященную одному из базовых страхов личности - страху смерти, но чтение постепенно привело к такому подавленному состоянию, что книгу пришлось закончить преждевременно и перестать себя обманывать насчет отсутствия страха смерти в структуре собственной личности. В тот период я даже обращалась к специалисту, после чего перестала неадекватно реагировать на похоронную музыку.

А теперь, глядя на набухающие изредка вены на руках, я чувствую, как накатывает волна паники. Конечно я вспоминаю Ленку Вербенко, капитана нашей школьной женской команды по гандболу, у которой еще в школе руки были сплошь испещрены венами. Но это не слишком помогает убедить себя, что я вовсе не старею. И, только заметив непорядок, сразу поднимаю руки, чтобы дать крови стечь, смотрю, как все возвращается в норму и немного успокаиваюсь.
И мне представляется, что, преодолев это в себе, я пойму что-то важное и что-то очень ценное приобрету.

@темы: Особисте, Думки вголос

Комментарии
29.04.2009 в 21:34

Вот это да, у меня была точно такая же реакция на "Экзистенциальную психотерапию" Ялома!
Но я, ненормальная, пошла еще дальше. Я купила его же книжицу "Вглядываясь в солнце, или жизнь без страха смерти". Дальше 10-й страницы прочесть не смогла, потом месяц не могла нормально засыпать... сейчас книга лежит на полочке и периодически пугает меня, бросаясь в глаза :)))
29.04.2009 в 21:42

моешь чашку, думай о чашке
сейчас книга лежит на полочке и периодически пугает меня, бросаясь в глаза ))
ага :) Мой экземпляр, витального зеленого цвета нагоняет зеленую тоску ))
Ну теперь я хоть знаю, что и после первой главы книга не вызывает острого желания жить :)
29.04.2009 в 21:50

Неглубокие могилы для неглубоких людей
Таааак я уже хочу почитать эту книгу, хотя несомненно сексуальный перенос в терапии меня привлекает гораздо больше:-D
29.04.2009 в 21:52

моешь чашку, думай о чашке
Personal planet что-то мне подсказывает, что у ялома кишка тонка тебя напугать :tease4:
29.04.2009 в 22:00

Неглубокие могилы для неглубоких людей
pemashka Азарт то все равно есть:tease4:. Вот дочитаю про маньяка и хочу Ялома;-)
29.04.2009 в 22:05

моешь чашку, думай о чашке
только хотела сказать - вернешь франкла, получишь ялома, как вспомнила, что франкл давно дома ))))))
так что - нивапрос - будет тебе ялом ))))
только после твоей некрофилии он покажется совсем детским чтением. Может погодишь и почитаешь пока про сексуальный перенос? :tease4:
29.04.2009 в 22:17

"Вглядываясь в солнце" мне понравилась и бы её даже много кому порекомендовала, но какого-то откровения для себя я там не нашла. Основная мысль, которая меня не отпускала во время чтения "ну разве можно из-за этого переживать?" (по отношению к людям, о которых шла речь).
Можешь посоветовать что-нибудь танато-психологическое?) А то, конечно, было бы прекрасно думать, что страх смерти у меня слегка атрофирован (как-то я всегда совершенно спокойно о ней думаю - но только о собственной), но это выглядит неправдоподобно, учитывая мой чудный характер в целом.) Видимо, просто не проняло ещё как следует.
29.04.2009 в 22:21

Неглубокие могилы для неглубоких людей
pemashka А шо у него еще есть про перенос?я думала что токо "Лжец на кушетке", ну в "Дар психотерепии" немного было... :tease4:
29.04.2009 в 22:28

моешь чашку, думай о чашке
dimanche А то, конечно, было бы прекрасно думать, что страх смерти у меня слегка атрофирован (как-то я всегда совершенно спокойно о ней думаю
да, я тоже долгое время считала, что лишена его напрочь ))) Ялом здорово написал в "экзистенциальной психотерапии" о настолько глубоком подавлении страха смерти, что он никак не проявляется на сознательном уровне. Но даже тогда я пыталась спорить с авторитетом.
Я не сильна в танатопсихологии, отнюдь, ничего не могу посоветовать :nope: Интересуешься? ;-)
Personal planet я думала у тебя есть свои источники ;-)
29.04.2009 в 23:45

Зануда
dimanche Ну Рязанцева-то наверное точно читали?
30.04.2009 в 07:28

pemashka, ладно, поспрашиваю одного препода (он как раз курс психологии суицида ведёт), если что посоветует - поделюсь.)
falone, вот только его и читала. Ну и ещё какой-то учебник был, довольно скучный, не помню автора.
30.04.2009 в 08:17

моешь чашку, думай о чашке
dimanche (он как раз курс психологии суицида ведёт)
о! у нас тоже такой был, я после твоего вопроса сразу о нем подумала. Мы за глаза его еще некрофилом называли, думаю, он бы точно что-нибудь подсказал что почитать.
поделись ;-)
30.04.2009 в 12:44

Зануда
Да суицидологию сейчас и я читаю, но именно танатологического ничего в голову не приходит, в основном суицидологическое.
03.05.2009 в 23:20

Досуществовался ©
я только очень хотела дожить до максимально возможного преклонного возраста - очень уж была озабочена развитием отечественной космонавтики.

:) знакомо.
03.05.2009 в 23:28

моешь чашку, думай о чашке
boduncov и Вам хотелось знать, сколько планет освоят люди, где высадятся и как пройдет первый контакт? ;-)
03.05.2009 в 23:35

Досуществовался ©
pemashka ага нам хотелось. ))
у меня была, как сейчас говорят, совершенно крышесносная книга "отзовитесь марсиане".
великолепнейшая книга.
04.05.2009 в 00:05

моешь чашку, думай о чашке
а в чем ее великолепие? )))
я что-то начинаю переживать, что у меня ее не было ;-)
04.05.2009 в 00:18

Досуществовался ©
посмотри пожалуйста ссылку epizodsspace.airbase.ru/bibl/klusantsev/otzov-m...
быть может я посвящу ей строчки в своем дневе на днях ))
04.05.2009 в 00:24

моешь чашку, думай о чашке
долистала до марсианских растений и поняла, что сия книга заслуживает более пристального внимания.
Ух и завидую я, что у меня не было такого великолепного чтива в детстве.
Сенкс за возможность приобщиться к великому и жду обещанного возможного поста на тему ;-)
05.05.2009 в 12:29

Дом птицы не гнездо, а небо.
Как тут у вас интересно. Привет коллегам?

Про страх смерти. читать дальше
Кстати, сейчас вспоминаю, а не читала ли я как раз перед полетом Ялома? Кажется нет... я его раньше читала.
05.05.2009 в 12:39

моешь чашку, думай о чашке
MagdaM Привет, коллегам. У Вас (хотя может сразу "на ты" без прелюдий? :) ) тоже очень интересно. Особенно интересно, что Вы русская (?) и занимаетесь психотерапией (?) во Франции. Интересно со всех сторон :)

Очень интеерсный эпизод - когда страх нескольких людей совпал в одной точке. И еще более интересные выводы из него. Даже не интересные, в обычном смысле, а зрелые и очень конструктивные. В общем, жизнеутверждающий пример.
05.05.2009 в 13:06

Дом птицы не гнездо, а небо.
pemashka Можно на "ты", ага.
Вообще-то я действительно русская, но психотерапией занимаюсь с русскими. Причем по всему свету, так как я использую видеоконференции. Так что мое личное месторасположение не важно, у меня клиенты как из Европ (Франция, Англия), так и из России ;)
Что касается страха смерти... я до этого читала Коэльо "Паломничество" или книжка еще называется "Дневник Мага", кажется. Там тоже про страх смерти. И про то, что только познакомившись с ним, человек становится свободным. Мне сильно запало, я много думала на эту тему. Ощущения менялись от неприятия до понимания. Тот эпизод с самолетом все же не совсем то - но, возможно, он был внутренним ответом на эти мысли.
Кстати, страх старости у меня тоже есть, вернее скорее был. Но он не связан с физической немочью, поэтому внешние изменения тела, морщинки там, кожа, меня не печалят особо. Скорее я боялась старческого маразма. Но как раз наша профессия заставляет мозги шевелиться во все стороны и уберегает от подобного. Так что я опять же успокоилась :)
05.05.2009 в 13:12

моешь чашку, думай о чашке
А что будем делать с Яломом, утверждающим, что отсутствие страха смерти - утопия? ;-)
Или ты несогласна с классиком?

психотерапией занимаюсь с русскими. Причем по всему свету, так как я использую видеоконференции. Так что мое личное месторасположение не важно, у меня клиенты как из Европ (Франция, Англия), так и из России
Я просто сражена. Это так просто, что даже не приходило в голову, хотя я работаю в интернетах. Я восхищаюсь тобой.
05.05.2009 в 13:28

Дом птицы не гнездо, а небо.
pemashka А я не говорю, что у меня страх смерти отсутствует как факт, что ты. До этого еще идти и идти. К тому же, я считаю, что в этом чувстве есть здравое зерно, мне скорее важно докопаться до этого зерна, чем лишиться страха.
Что касается утверждений про утопичность отсутствия страха, я бы поспорила. В том смысле, что страха смерти может не быть, если есть истинная Вера. И не важно - в перерождения это Вера, или в какого-нибудь монотеистического бога, если она есть, страха смерти может и не быть. Но я говорю именно о Вере, не о религии.
А еще страх смерти часто тесно переплетен со страхом страдания (смертельной агонии) и страхом беспомощности. Но это разные страхи, хотя часто выглядят одним. И человек может не бояться умереть, но при этом бояться умирать. Мой случай, кстати.

За теплые слова спасибо. Но все, к чему я пришла - так просто вышло. У мужа работа во Франции, у меня клиенты были в России. И я не готова была отказываться ни от семьи ни от карьеры... так что получилось так.
05.05.2009 в 13:46

моешь чашку, думай о чашке
MagdaM мне скорее важно докопаться до этого зерна, чем лишиться страха
если судить по твоим высказываниям, ты до него докопалась - во-всяком случае мне бы хотелось относиться к смерти так же спокойно.
Насчет веры - я согласна, но Ялом, насколько помню - поспорил бы. Веру он считал одним из способов избегать страха смерти, даже подавлять его. Вот на этом месте я, как сейчас помню, захлопнула книжку и поставила обратно на полку.
05.05.2009 в 16:04

Дом птицы не гнездо, а небо.
pemashka Я думаю, что в этом вопросе Ялом ,как и Фрейд, путает Веру и религию. Вот на счет религии я согласна - это такой способ избегать страха смерти.
05.05.2009 в 16:08

моешь чашку, думай о чашке
MagdaM Да, я тоже склонна согласиться, хотя на тот момент меня такие заявления ялома испугали и я начала комплексовать - что моя вера, это не более, чем способ борьбы со страхом.
Но вопрос, почему вера и страх смерти (или старения - я их связываю) могут сочетаться - для меня все-таки остается открытым.
05.05.2009 в 16:21

Дом птицы не гнездо, а небо.
Просто стоит, наверное, заглянуть в себя - что такое страх старения. Это, имхо, такая красивая и понятная штучка, прикрывающая гораздо более тяжелые вещи. Например страх беспомощности, или же страх непривлекательности, а можети страх болезней, которые обычно старость сопровождают... и так далее...
05.05.2009 в 17:32

моешь чашку, думай о чашке
то, имхо, такая красивая и понятная штучка, прикрывающая гораздо более тяжелые вещи. Например страх беспомощности, или же страх непривлекательности, а можети страх болезней, которые обычно старость сопровождают
Да, конечно. У меня - это страх непривлекательности. И еще - не иметь права на ошибки, на глупость, на безрассудство. Но со страхом смерти страх старения объединяет конечность земного существования. Поэтому мой вопрос все-таки остается открытым.
05.05.2009 в 17:39

Дом птицы не гнездо, а небо.
И еще - не иметь права на ошибки, на глупость, на безрассудство.
Как интересно. В смысле интересно, что у тебя это коррелирует. У меня старость как раз дает больше прав на безрассудство. ;) ибо нечего терять.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail